История

Кострома и ее окрестные города славятся, как и любой другой русский город, своими святынями и прославленными святыми. По одной из версий сама Кострома была заложена в 1152 году князем Юрием Долгоруким. И только в XVII веке при императрице Елизавете Петровне Святейший Правительственный Синод учредил епископскую кафедру в Костроме, что окончательно закрепило за городом статус окружного центра. Первым рукоположенным епископом Костромским и Галичским был архимандрит Сильвестр (Кулябка). Он же стал основателем Костромской духовной семинарии (1747 г.) при Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Со вступления епископа Сильвестра на епископский престол этот монастырь был основной резиденцией костромских архиереев, вплоть до закрытия его в 1918 году в связи со сменой государственного режима.

Немного из истории. От 12 до 17 века.

В 12 веке Кострома существовала как отдельное княжество. Было это при правлении Василия Квашни(1272-1276), брата Александра Невского. За время его княжения в городе были возведены Успенский собор, Спасо-Запрудненский монастырь и церковь Воскресения на Дебре. С годами Кострома расширялась, отстраивались все новые и новые храмы и соборы. В XIII-XIV веках были заложены Ипатьевский и Николо-Бабаевский монастыри. В те трудные годы Русь раздирали междуусобные княжеские войны с одной стороны и монголо-татарские набеги с другой. Кострома несколько раз сгорала до основания. Борис Годунов был родом из Костромы и заботился об укреплении города. Именно при нем Ипатьевский монастырь превратился в мощную каменную крепость. Вокруг города также отстраивались каменные крепости-монастыри. В Ипатьевском монастыре укрывался юный Михаил Романов со своей матерью, инокиней Марфой во время набегов Лжедмитрия II.

1645 год был ознаменован печальными событиями для Костромы ¶¶¶ пожар, испепеливший весь город и мор, скосивший больше половины населения. Город отстраивался заново. Закладывались новые храмы и монастыри:Вознесенский, Спас-подвязный, Крестовоздвиженский, Богоявленский, Анастасьинский монастыри; церкви: Рождества Иоанна Предтечи, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Николая, семи отроков эфесских, Никольская. Кострома становится провинциальным центром в 1719 году.

Прославленные святые и святыни.

Одним из наиболее почитаемых святых в костромской земле является преподобный Авраамий Галичский, ученик и духовное чадо преподобного Сергия Радонежского. Он заложил первую обитель в Галичском княжестве. В 1350 году произошло чудесное обретение иконы Божией Матери «Умиление» близ Галичского озера. Невдалеке от этого места святой учредил три святые обители: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы в верховье р. Виги , Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы на р. Виге , Аараамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Чухломском озере. Сам Авраамий на иконах всегда изображается с иконой «Умиление» в руках.

Небесным покровителем города Кострома со времен князя Василия считается святой великомученик Федор Стратилат. По преданию, перед явлением Феодоровской иконы Божией Матери младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу, жители города видели его, ходящего с этой иконой по улицам. Икона названа Феодоровской, так как она находилась долгое время в храме, возведенном в честь святого великомученика Федора Стратилата. (Этот храм был одним из первых в Костроме, его возведение относится к 13 веку, но до наших дней он не сохранился).

Другой, не менее прославленный святой земли Костромской ¶¶¶ Паисий Галичский. События его жизни происходили в конце 14 века. Святой пришел в Галичский Успенский монастырь, носивший название в то время «Никольский», и подвизался там 70 лет, став впоследствие игуменом этой обители, занимаясь благоустройством монастыря и утверждением подвижнической монашеской жизни. В 1425 году произошло чудесное обретение образа Пресвятой Богородицы «Овиновская» . Невдалеке от монастыря жил благочестивый боярин Иоанн Овинов. Именно ему, когда он входил в обитель, явились два сияющих ангела и вручили честный образ Божией матери, повелев построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Паломники со всей страны и по сей день стекаются в Галичскую обитель, чтобы поклониться нетленным мощам святого Паисися Галичского и чудотворной иконе «Овиновской».

В Галичском княжестве в середине 14-го века подвизались еще двое святых Макарий Писемский и Павел Обнорский ¶¶¶ ученики преподобного Сергия, строгие отшельники и подвижники благочестия. Святой Макарий основал Макариево-Писемский монастырь(на реке Письма). А святой Павел ¶¶¶ обитель в честь Живоначальной Троицы на реке Обноре. Мощи преподобного Павла и по сей день собирают паломников со всего света.

Митрополит Московский и всея Руси, святитель Иона, родился в 14 веке близ Солигалича. Принял монашеский постриг в двенадцатилетнем возрасте в Благовещенском Унорожском монастыре. В 1448 году святого избрали митрополитом и именно при его правлении Русская Православная Церковь стала независимой от Константинополя, то есть автокефальной. Его память всегда особо почиталась на родине святителя, в селе Одноушево. И по сей день, ежегодно, в день памяти святителя совершается крестный ход от Солигалича до Одноушева.

Святители Игнатий (Брянчанинов) и Митрофан Воронежский также были связаны с Костромской землей. Святитель Митрофан с 1685 по 1682 год был настоятелем Макариево-Унженского монастыря и до самой смерти хранил добрую память об обители. Святитель Игнатий, с вою очередь, прожил в Николо-Бабаевском монастыре с 1857 по день своей смерти в 1867 году.

Еще много святых, исповедников, новомучеников и подвижников благочестия просияло в земле Костромской. В окрестностях Костромы осталось много свидетельств пребывания этих небесных людей ¶¶¶ святые источники, от которых и поныне исходит много чудес и исцелений.

Святой источник преподобного Варнавы Ветлужского. По преданию, во время плавания по реке Ветлуге, преподобный сошел на берег и молился на месте, где сейчас находится источник. Во время советского режима источник неоднократно пытались уничтожить, но всякий раз вода возобновляла свое течение.

Святой источник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Был построен в честь обретения иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость». Крестьяне заметили эту икону на ветке сосны, но никто не смог снять ее, кроме одного благочестивого старца.

Святой источник Авраамия Чухломского. Стоит под горой, на которой расположен Авраамиево-Городецкий мужской монастырь. Святой сам выкопал этот источник.

Святой источник в честь святого Тихона у деревни Бурдово Пыщугского района Костромской области. У источника исцелялись от разных недугов, но в особенности молитва и омовение в источнике помогали страждущим от кожных болезней.

Святой источник преподобного Пахомия Нерехтского. Церкви неизвестна точная дата появления этого источника, но церковные предания гласят, что еще в 14-ом веке во времена святого преподобного Пахомия Нерехтского люди приходили за помощью не только к старцу Пахомию, но и чтобы помолится у святого источника. Расположен близ Троиц嶶¶Сыпанова Пахомиев¶Нерехтского женского епархиального монастыря.

Родник во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Святой источник располагается недалеко от села Михали и деревни Суршино Нейнского района. Родник освятил настоятель Михалевского храма Успения Пресвятой Богородицы отец Валерий в честь великомученика Георгия Победоносца.

Сятой источник, родник «Поток». Предание гласит, что на этом месте была чудесно явлена икона Богородицы. Нашедшие эту икону отнесли ее в храм, но она возвратилась на то же самое место, где была впервые увидена. Тогда люди заметили бьющий из-под земли источник невдалеке от места обретения иконы. Впоследствие здесь были благоустроены купальня и часовни.

Святой источник Макария Унженского, Желтоводского. Источник забил из-под земли по молитве святого старца и здесь же преподобному явилась икона Пресвятой Богородицы, в дальнейшем названная «Макарьевской».

Святой источник «Двенадцать ключей». По легенде, рассказанной местными жителями, в старину на месте этого источника находился скит, который по загадочной причине ушел под землю. Затем на этом месте стали появляться странные огоньки, жители поднялись к этому месту и увидели двенадцать ручейков, струющихся и переливающихся в солнечном свете.

Святой источник деревни Песочное. Находится близ Богородице-Игрицкого монастыря в Костромской области.

Святой источник «Студёная вода» в пойме р. Нёмда у с. Паньково Кадыйского района Костромской области.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери Источник недавно восстановлен. Стоит в месте, именуемом починок Астрово. Во время гонений на православие был уничтожен не только источник, но и близлежащая Кожевниковская женская пустынь. Обитель так и не возродили, но источник благоустроен для паломников и молитвы, и по сей день много чудесных исцелений происходит по благодати Божией в водах этого источника.

Святой источник во имя святителя Николая. Располагается близ Николо-Надеевской пустыни. В 1825 году сюда переселился ученик преподобного Серафима Саровского преподобный Тимон и ископал этот источник.

Святой источник в честь иконы «Живоносный источник» Божией Матери. Родник освящен в наше время настоятелем Селищенского храма. Находится на реке Ключевке в Заволжском районе города Костромы.

Настоящее Костромской епархии.

Архипастырем Костромской и Галичской епархии Русской Православной Церкви является архиепископ Алексий (Фролов). Кафедральные соборы епархии ¶¶¶ Богоявленско-Анастасиин в Костроме и Введенский в Галиче. Костромская земля насчитывает более 500 действующих приходов, включая часовни и молитвенные дома и комнаты. Также в Костроме расположена духовная семинария, по всей области работает 66 воскресных школ и одна православная школа. На территории епархии функционируют православные братства, занимающиеся социальным служением ¶¶¶ сбором пожертвований, восстановлением разрушенных храмов, организацией конференций, работой с молодежью и проч. Таких братств несколько:

  1. Александровское
  2. прп. Авраамия Городецкого
  3. Серафимовское
  4. вмц. Анастасии Узорешительницы
  5. равноапп. Кирилла и Мефодия
            1. А также несколько наименований других благотворительных центров и организаций, основная деятельность которых направлена на служение людям:
    1. Православный благотворительный медицинский центр им. прмц. Елисаветы Феодоровны при Знаменском женском монастыре
    2. Православный молодежный центр Серафимовского братства в Костроме
    3. Православный молодежный центр «Ковчег»
    4. Детские дома для мальчиков в с. Ковалёве Нерехтского р-на и при Никольском храме в с. Коткишево

В наши дни в Костромской епархии располагается 8 женских и три мужских монастыря.

  1. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, настоятель ¶¶¶ архиепископ Костромской и Галичский Алексий, г. Кострома
  2. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, настоятельница ¶¶¶ игумения Иннокентия (Травина), г.Кострома
  3. Троице-Сыпанов Пахомие-Нерехтенский женский монастырь, настоятельница ¶¶¶ игумения Алексия (Ремизова), Костромская область, г. Нерехта, с. Троица
  4. Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь, настоятельница ¶¶¶ игумения Макария (Травина), Костромская область, Буйский район, с. Макарий-на-Письме
  5. Свято-Успенский Паисево-Галичский женский монастырь, настоятельница ¶¶¶ игумения Наталья (Василенок), Костромская область, г. Галич
  6. Знаменский женский монастырь, настоятельница ¶¶¶ игумения Людмила (Охотникова), г. Кострома
  7. Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь, настоятельница ¶¶¶ игумения Вера (Морева), Костромская область, г. Макарьев
  8. Свято-Предтеченский Иаков-Железноборовский мужской монастырь, настоятель ¶¶¶ игумен Ферапонт (Кашин), Костромская область, Буйский район, с. Борок
  9. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, настоятель — архимандрит Никандр (Анпилогов), Костромская область, Чухломской район, с. Ножкино
  10. Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь, настоятельница ¶¶¶ игумения Феофания (Ложкина), Костромская область, Нерехтский район, с.Тетеринское
  11. Женский монастырь во имя святых царственных страстотерпцев, настоятельница ¶¶¶ игумения Алексия (Ремизова), Костромская область, Сусанинский район, с.Домнино

 

Широко развита система Церковных СМИ. Епархия имеет свои газеты(«Благовест», «Православное слово»), телестудию( «Преображение») и свои передачи:

  1. телепередача Православный вестник»
  2. радиопередача «Русь православная»
  3. радиопередача «Уроки Православия», в рамках еженедельной программы «День за днем»